Многообразие проблем современной семьи, к сожалению, порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Беспризорных детей в России на сегодняшний день около миллиона. Их цифра постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов правопорядка. Цифру же, определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как невозможно определить и ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах. Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Обратимся сначала к словарям.
Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует эти понятия так: «безнадзорный» — лишенный надзора, «беспризорный» — 1. лишенный присмотра, 2. бездомный, живущий на улице. Первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина.
Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет.
Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия более четко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности.
Базовым законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне 1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем отмечается: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц», а «беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».
В.В. Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий: «Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует, по сути, они предоставлены сами себе. … Беспризорность - это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи».
Несмотря на достаточное разграничение представленных понятий я считаю, что этого недостаточно. Для более четкого представления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзора» за ребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то при этом упускается очень важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями.
А это очень важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен, да и не нужен. Другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся родители.
Правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, по моему мнению, не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком.
Я имею в виду такую духовную связь, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами, нарушает закон, а, нередко, и совершает преступления.
Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
|