Принятый в 2008 году закон о профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков подчеркивает значение этого вопроса на самом высоком уровне в жизни россиян. Правильно понимаемый надзор за ребенком не сводится только к контролю за его поведением, учебой, досугом. Это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи с ребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации. Безнадзорные дети — это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится на родительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе. Исследование причин отклонения в поведении детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка («девиация» — отклонение от нормы).
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует доброжелательность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние некоторых средств массовой информации на психику ребенка. Пропаганда «жесткого секса», насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва — то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья. Или, наоборот, нейтрализоваться нормальной, доброжелательной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей.
Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе терпимости во взаимоотношениях всех членов семьи. Живи сам и давай свободно жить другим — вот одно из правил практической психологии. Но где грань между свободой выбора ребенком правильного решения и попустительством, безразличным отношением, безнадзорностью?
Существуют различные средства формирования, развития и воспитания терпимости во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Одним из таких средств является психологическое консультирование. Вопросы, касающиеся проблемы воспитания толерантности («толерантность» — устойчивость, переносимость, терпимость) у детей и родителей — наиболее часто задают специалистам психологам, педагогам, психотерапевтам.
Хочу подчеркнуть, что проблема воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и родителей — проблема сложная, для эффективного решения которой необходим комплексный подход и взаимодействие психологов, педагогов, социальных педагогов, медиков и других специалистов.
В нашем городе достаточно грамотных специалистов для оказания квалифицированной психологической помощи семье и детям. Психологи в городе Туапсе ведут прием:
- в центре социальной помощи семье и детям «Оберег», телефон: 2-94-49; - в центре «Надежда», телефон: 3-03-41; - в детской поликлинике г. Туапсе, телефон: 2-56-61; - в психоневрологическом диспансере г. Туапсе, телефон: 2-30-46; - в наркологическом диспансере г. Туапсе, телефон: 7-47-52. Эффективным средством, которое используют психологи в своей работе в ходе решения рассматриваемой проблемы, является именно семейное психологическое консультирование. Консультирование семьи по проблеме формирования терпимости во взаимоотношениях детей и родителей включает следующие этапы:
- подготовительный, или диагностический, в ходе которого определяется исходный уровень проблемы толерантности во взаимоотношениях членов семьи; - целевой, который предполагает постановку целей и задач формирования толерантности во взаимоотношениях детей и их родителей на основе результатов, полученных при изучении характера взаимоотношений членов данной семьи; - содержательный — выбор системы средств и определение условий эффективности воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и их родителей, апробация выделенных условий; - процессуальный — способы, методы и конкретные приемы воспитания толерантных отношений родителей и детей, использования конкретных методик, индивидуальная работа с семьей, работа с несколькими семьями, имеющими сходные или диаметрально противоположные проблемы; - подведение итогов — сравнение полученного результата с планируемым, выводы о продвижении в решении поставленных целей и задач, обсуждение перспектив дальнейшего сотрудничества, выход из контакта. Решая проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, необходимо учитывать те события, которые происходили в семье до момента ее встречи с педагогами и психологами. Взаимодействие педагога и психолога с семьей — это также определенное событие, которое по-своему воспринимает каждый член семьи. Любое действие специалиста, если оно не будет событием для каждого члена семьи, не даст никаких результатов в аспекте решения поставленных им задач.
В зависимости от самых разнообразных факторов, таких как тип семьи, представительство в семье разных поколений, возраст детей, социальный статус семьи, ближайшее окружение семьи, проблемы, имеющиеся в семье, будет складываться и процедура консультирования.
Знание, умение и опыт — девиз мудрецов, думаю, для данной ситуации самый подходящий. Теперь вы знаете, что в нашем городе есть такие важные службы и квалифицированные специалисты. Научитесь правильно ставить реальные задачи перед специалистом. И, наконец — опыт, чем больше внимания вы будете уделять своей проблеме, тем больше шансов решить её.
|